История и предыстория
Л. С. Иоффе,
один из первых выпускников (1947 год).по специальности паротурбостроение
История кафедры «Турбины и двигатели» началась 50 лет назад. Но до этого была предыстория…
После окончания школы в 1939 году я поступил в Ленинградский политехнический институт (ЛПИ) на специальность ДВС (двигатели внутреннего сгорания). Однако по се-мейным обстоятельствам в 1940 году вернулся в Свердловск и поступил в Уральский Ин-дустриальный институт, на энергофак, на кафедру ТЭС по открывшейся на ней специали-зации «Турбостроение», как наиболее близкую к ДВС. Это было вещее решение! После окончания института поступил на Турбинный завод, который вскоре стал Турбомоторным заводом, где производство турбин и дизелей тесно переплелись. А кафедра турбостроения стала впоследствии кафедрой турбин и дизелей!
Ну, а если говорить серьезно, то предыстория кафедры начинается именно с кафедры ТЭС на энергофаке, с выделения в ней специализации «Турбостроение». В то время кафедру возглавлял Дмитрий Сергеевич Жевахов, высоко эрудированный специалист, интеллигент с большой буквы. (Фото Д.С. Жевахова) Преподавал нам и Виктор Федорович Янченко, один из ведущих специалистов кафедры. По отдельным эпизодам мне хорошо запомнился Е. Н. Успенский, который вел курс ДВС. Он очень четко читал лекции, сопровождая их красивыми чертежами и графиками, которые рисовал на доске цветными мелками. Однажды нам всем надо было произвести расчет ДВС. Я не очень серьезно отнесся к этой работе (наверное, списал у кого-нибудь) и в ней оказалась ошибка, которую Евгений Николаевич заметил и работу вернул. Тогда я тщательно изучил учебник, по которому мы делали расчет, и обнаружил ошибку в нем! Рассказал об этом Евгению Николаевичу, он попросил у меня зачетную книжку и сразу поставил зачет за все работы. Очень интересно Успенский принимал экзамены. Он приглашал нас, студентов, на кафедру (нас было всего 8 человек), мы брали экзаменационные билеты, а он уходил куда-то по своим делам! На столе у нас лежали учебники, т. к. в каждом билете был указан номер рисунка в учебнике, о котором нужно было рассказать. И при таком методе приема экзаменов оценки у студен-тов оказывались разными!
Впоследствии я немало преподавал и в институте, и в техникуме, и в школе, и твердо убежден, что не надо делать страшное лицо, если учащийся куда-то подсмотрел. Например, в нарушение всех канонов, я принимал зачет по курсу регулирования паровых турбин без экзаменационных билетов, а просто просил студента дать свой конспект лекций и про-сил рассказать о том, что написано в том или ином месте конспекта. Ведь учащийся изучает какой-нибудь предмет, а не стихотворение, которое надо знать наизусть, он должен понимать, о чем рассказывает, а не вызубривать формулы и даты!
Очень памятна мне своим добрым отношением к студентам Инна Александровна Захарашевич, заместитель декана факультета. Так, во время войны я в одну из сессий из-за большой перегрузки учебой и работой на заводе (он размещался на первых этажах химфака) решил не сдавать один экзамен. Она пригласила меня к себе и напомнила, что от сдачи этого экзамена зависит, буду ли я получать стипендию (стипендию я, как хорошо успевающий студент, получал повышенную, и, чтобы получать такую же стипендию дальше, надо было получить за экзамен отметку не ниже четырех). Она сказала, что до-говорится с преподавателем, что я приду к нему через три дня. Я так и сделал, четверку мне поставили, хотя я до сих пор не уверен, была ли она вполне заслуженной…
Наша группа защищала дипломы в конце 1946—начале 1947 годов по «либеральному графику» — кто когда был готов. После моей защиты моя мама написала письмо Николаю Сергеевичу Сиунову, который тогда был деканом факультета, с благодарностью ему, Д. С. Жевахову и В. Ф. Янченко.
Из нашей группы четверо пришли на турбинный завод, став первыми молодыми специалистами, пришедшими в конструкторском бюро после войны, двое остались в институте (В.М. Абрамов и Ю.С. Андрющенко).
В.М. Абрамов много лет проработал на кафедре, был заместителем декана факультета. Его любили и уважали студенты. У меня сохранился номер газеты «За индустриальные кадры», в котором помещена заметка, посвященная его шестидесятилетию. Эта газета раз-давалась всем гостям, пришедшим поздравить юбиляра. На полях газеты я делал пометки о выступавших с поздравлениями. Этих пометок оказалось больше тридцати! Особенно много было поздравлений и подарков от выпускников кафедры, которые работали во многих организациях на самых различных должностях, часто довольно высоких.
Все годы истории и предыстории кафедры турбинисты, а затем и дизелисты института и завода работали в тесном контакте. Из института на завод приходили выпускники кафедры, некоторые технические вопросы решались совместно специалистами института и завода. Кафедра подготовила большую группу работников завода к защите диссертаций на ученую степень кандидата технических наук. Немало опытных работников завода перешли на работу в институт. Это и Н.Я. Бауман, и Б.С. Ревзин, и В.А. Леснов, и Е.В. Урь-ев, и В.Б. Новоселов и ряд других специалистов. Специалисты завода по совместительству читали и продолжают читать студентам лекции по различным специальным предметам. Среди таких преподавателей-турбинистов можно отметить Е.И. Бененсона, А.В. Рабино-вича, Г.Д. Баринберга, А.Ю. Култышева, П.В. Когана. Для удобства проведения занятий заводчанами на заводе были созданы специальные аудитории. Читал лекции студентам и автор этих заметок. Много лет я участвовал в работе ГЭКа по паротурбинной специальности.
Заканчивая свои заметки, искренне желаю кафедре встретить еще не один юбилей с круглыми числами, за которыми будут стоять большие успехи в учебной и воспитательной работе, достижения в научных исследованиях и их практическом использовании. Работникам кафедры желаю доброго здоровья и личных трудовых успехов!
Декабрь 2011 года.
Создано / Изменено: 21 июля 2016 / 28 ноября 2018
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Кафедра «Турбины и двигатели», УралЭНИН, УрФУ
+7 (343) 375-48-51
Аудитория: Т-705
Адрес: 620002, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 5.
Электронная почта: turbine66@mail.ru