Отзывы о кафедре
Президент УрФУ, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор
Станислав Степанович Набойченко
Турбостроение и двигателестроение — области техники, которые можно сравнить с деятельностью сердца в человеческом организме; отрасли, интересы которых распространяются на военную технику, добычу газа, специальные энергетические установки. Крайне правильным и дальновидным было решение создать такую кафедру в нашем вузе. У истоков стоял грамотный специалист, авторитетный ученый, профессор Н.Я. Бауман. Спрос наших специалистов большой. Налажены связи со многими предприятиями ТЭК страны. Такие организации, как Уральский турбинный завод, Уральский дизель-моторный завод, предприятия ТЭК и РАО «Газпром» и другие стали постоянными и надежными партнерами, что существенно помогает кафедре на всех направлениях ее деятельности.
Кафедра «Турбины и двигатели» смело, одна из первых, включилась в рыночные отношения и сейчас занимает прочную позицию в сфере образовательных и научно-технических услуг, является одной из ведущих кафедр. Она весьма авторитетна как в университете, так и в Уральском федеральном округе.
Мое пожелание — стать ведущим учебным центром в масштабе всей страны, совершать рывок в развитии своих международных связей. А выдумки, интеллекта, организованности кафедре не занимать.
Лучшая в энергетическом мире кафедра
Первый проректор УрФУ, доктор химических наук, профессор
Анатолий Иванович Матерн
Когда входишь в кабинет заведующего кафедрой профессора Бродова Ю.М., то в глаза сразу бросается большая, сопоставимая с картой Европы, карта Урало-сибирского энергетического района, пересеченная ровными прямыми линиями магистральных энергетических потоков.
Каждый километр этой магистрали или Трассы, как называют ее энергетики, находится под ежедневным контролем и технологическим обслуживанием специалистов. И каждый работник, каждый инженер Трассы знает г. Екатеринбург, УГТУ-УПИ, ныне Уральский федеральный университет, и, конечно же, кафедру с кратким, но емким названием — «Турбины и двигатели», которой исполнилось 50 лет!
Размеры Урало-сибирского региона, важность его для энергетики России предопределяют и масштабность задач, решаемых коллективом кафедры, основной направленностью которого была и есть подготовка инженерных кадров по специальностям «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели» и «Двигатели внутреннего сгорания» (с 1996 года). За прошедшие годы подготовлено 3,5 тысячи выпускников, составивших золотой фонд кафедры, многие из них стали лидерами энергетики России.
Практически все ведущие энергетические и энергомашиностроительные предприятия Урала и Сибири являются производственной базой кафедры.
Уникальный полномасштабный тренажер цеха компрессорной газоперекачивающей станции — жемчужина учебно-лабораторной базы кафедры, ряд уникальных лабораторий позволяют вести учебно-образовательный процесс на самом высоком уровне, который подкреплен эффективной научно-исследовательской работой ученых и преподавателей. Результатом исследований стали более 100 патентов и авторских свидетельств, более 600 публикаций, 42 защиты кандидатских и 6 докторских диссертаций.
Вот уже несколько лет на кафедре в ходу слоган, придуманный заведующим — кафедра «Турбины и двигатели» — лучшая в мире! Масштабы Урало-сибирского энергетического района, масштабы деятельности кафедры, достигнутые за прошедшие годы результаты, потенциал ее сотрудников и студентов говорят о том, что, по крайней мере, в энергетическом мире, это так!
Всем выпускникам, преподавателям, сотрудникам и студентам кафедры «Турбины и двигатели» поздравления и самые добрые пожелания в связи с пятидесятилетием!
Генеральный директора «Теплоэнергосервис-ЭК», к.т.н. Ермолаев В.В.,
выпускник кафедры 1981 г.
Кафедра «Турбины и двигатели» УрФУ безусловно лучшая в мире кафедра: высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, хорошая учебная база, всегда человеческое отношение к студентам. Мне очень повезло — я здесь учился, закончил эту кафедру и вот уже более 30 лет мы успешно сотрудничаем. Уверен, что так будет всегда.
Генеральный директор «Уралметпром» к.т.н. Полозов А.П.,
выпускник кафедры 1981 г.
Я поступил на теплоэнергетический факультет УПИ им. С.М. Кирова на специальность «Турбиностроение» в 1976 году сразу после окончания школы. У меня не было сомнений, в какой институт поступать и на какую кафедру — мои родители работали на Турбомоторном заводе и свой выбор я сделал осознанно.
Вступительные экзамены, летняя отработка на строительстве общежития и, наконец, зачисление на 1 курс. Зачисление проводил сам заведующий кафедрой «Турбиностроение» Бауман Николай Яковлевич.
С сотрудниками кафедры мы, студенты-первокурсники, встретились уже в первом семестре на лекциях по курсу «Введение в специальность». Занятия проводил заместитель декана факультета Абрамов Вячеслав Михайлович, который доходчиво и интересно рассказывал нам о нашей будущей специальности, и с каждой лекцией мы убеждались в правильности сделанного нами выбора. В контакте с ним и прошли первые годы нашего обучения на факультете, а для меня — вплоть до окончания института, так как Вячеслав Михайлович был руководителем моего дипломного проекта. И символично, что через несколько лет я тоже стал заместителем декана факультета.
Много интересного произошло за 5 лет обучения в УПИ. Уже на первом курсе я узнал, что такое заседание кафедры, побывав на одном из них. Тогда же и сопромат, и ТММ с В.С. Гашуковым, «Весна УПИ» с «Наутилусом» и «Машиной Времени», философия, гидрогазодинамика и теоретическая механика, и, в конце концов, турбины и нагнетатели. В целом, у меня остались очень яркие и хорошие воспоминания о времени учебы.
Все пять лет обучения мы с нетерпением ждали окончания строительства нового корпуса теплофака, но так и не дождались. Диплом мы защищали еще в старом здании, во всем известной аудитории Т-500.
Я вернулся на кафедру турбиностроения в декабре 1985 года после окончания аспирантуры кафедры «Теоретические основы теплотехники», став ассистентом. Не успел я освоиться, как кафедра «оказала мне честь» быть руководителем студенческого отряда факультета по уборке урожая со студентами старших курсов в селе Храмцово. Не забывается такое никогда! Тем более, что мне пришлось быть в этом качестве целых два года подряд.
Не успел я отойти от колхозных будней и баталий, как кафедра преподнесла мне новый сюрприз — меня назначили заместителем декана факультета по учебе по младшим курсам.
При этом я должен отметить, что всегда, при любых обстоятельствах, исполняя поручения кафедры, я имел поддержку всех сотрудников и заведующего кафедрой Похорилера В.Л.
Работать на кафедре я начинал, когда она располагалась на втором этаже электрофака, помещение было не очень большим, а стол у меня был в закутке для ассистентов, отгороженном стенкой. Когда же мы переехали в новый корпус, то там уже были абсолютно другие, комфортные условия. И мы гордились тем, что именно усилиями нашей кафедры был построено это здание.
На кафедре я прошел весь преподавательский путь от ассистента до доцента. Работая здесь, я защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук в 1986 году и для этого на кафедре я получил возможность заниматься как подготовкой самой диссертации, так и ее защитой.
Большую помощь на этапе моего становления как преподавателя мне оказали Борис Соломонович Ревзин и Виктор Николаевич Линецкий, а также все другие преподаватели. Работать на кафедре было интересно.
За годы своей дальнейшей работы в разных отраслях промышленности и иных сферах деятельности я ни разу не пожалел о выборе своей специальности и кафедры и очень горжусь этим!
Технический директор ЗАО «Уральский турбинный завод» Валамин А.Е.,
выпускник кафедры 1991 г.
Фундаментом успешного развития и преобразования энергомашиностроения и энергетики являются интеллект, образование и наука. Вопрос подготовки кадров и повышение их квалификации в настоящее время не просто актуален, а приобретает ключевое значение. Наличие на Урале кафедры «Турбины и двигатели», ведущей фундаментальную подготовку специалистов, способных конструктивно и творчески решать научные и инженерные задачи в области тепловых двигателей без преувеличения можно отнести к одному из конкретных преимуществ нашего региона.
Коллектив кафедры всегда отличали и отличают целенаправленный прикладной характер исследований, высокий уровень квалификации, постоянное совершенствование методического обеспечения учебного процесса, тесный контакт с энергомашиностроением и энергетикой и знанием потребностей этих отраслей.
Нет сомнения, что главные успехи кафедры еще впереди.
Директор департамента энергетики
ОАО «Корпорация Урал промышленный — Урал полярный» к.т.н. Мурманский Б.Е.,
выпускник кафедры 1986 г.
Выпускники кафедры разных лет работают в различных отраслях и разных городах страны. Если при встрече незнакомых ранее людей выясняется, что они закончили кафедру «Турбины и двигатели» УрФУ, то с этой минуты они становятся близкими людьми, почти родственниками. И это правильно.
Начальник производственного отдела по эксплуатации компрессорных станций
ООО «Газпром трансгаз Югорск» Никитин В.Г.,
выпускник 1995 года
Оканчивая среднюю школу, я уже с 10 класса выбирал, куда пойти учиться. После «перебора» всех вузов список был сокращен до двух — либо Новосибирск, либо МФТИ. Но весной, перед самыми выпускными экзаменами, ООО «Тюментрансгаз», в котором тогда работал мой отец, разослало по всем своим управлениям письмо о заключенном с УПИ контракте на обучение студентов для последующей работы в ООО «Тюментрансгаз». Предложение было интересное, тем более что первые два года нужно было учиться недалеко от дома — в филиале УПИ в г. Краснотурьинске. Несмотря на то, что я готовился к совершенно другому направлению, газовые турбины меня очень заинтересовали и в итоге я оказался в УПИ. Хорошо помню неожиданно высокий конкурс на нашу специальность — 4,7 человека на место при среднем в 2—2,5 по другим специальностям. Для начала 90-х это была величина на уровне ведущих вузов страны. Наверное, именно тогда меня впервые посетила гордость за выбранную специальность и мой первый успех на этом поприще — поступление в институт.
Несмотря на идущий в то время полным ходом развал всей системы образования, уровень преподавательского состава кафедры «Турбины и двигатели» был очень высок. Впрочем, в полной мере я его смог оценить только впоследствии, во время трудовой деятельности. А тогда в первую очередь в глаза бросалось несколько устаревшее оборудование лабораторий и недостаток на тот период современной оргтехники. Но даже в таких условиях преподаватели смогли дать нам необходимые знания и, что более ценно, научить нас учиться самим. Считаю исключительно важным, что нас учили не тому, что надо делать, а почему так надо делать, давали не готовые шаблоны и образцы, а объясняли и растолковывали именно базовые законы, которые лежат в основе всех существующих явлений, процессов и технологий. Впоследствии я не раз убеждался, насколько был верен такой подход. Могу с уверенностью сказать, что за все время моей производственной деятельности я ни разу не сталкивался с ситуацией по своему направлению, причины которой были бы мне непонятны.
На кафедре паровых и газовых турбин, как она называлась в то время, практически все преподаватели были высококлассными специалистами и те студенты, кто реально хотел учиться, проблем никогда не испытывали. Даже знаменитый среди студентов сопромат не вызывал больших затруднений. Среди преподавателей хотел бы отдельно отметить В.В. Старцева (гидроаэродинамика), А.П. Полозова (теорий компрессоров), И.Д. Ларионова (теплообменные аппараты и турбины) и, конечно же, заслуженного и уважаемого гуру газовой отрасли Б.С. Ревзина, обладающего практически бескрайним объемом знаний по всем направлениям. Из преподавателей других кафедр могу выделить Ю.Г. Лекомцеву (экономика) и преподавателей английского языка, сумевших дать нам достойную подготовку в условиях нашего довольно прохладного отношения к учебе по причине тогдашнего непонимания всей важности данных предметов. Оценить их по достоинству я смог только когда начал работать на руководящих должностях.
Очень важную роль в обеспечении уровня подготовки сыграло именно обучение по трехстороннему контракту с предприятием. Уже с первого курса мы знали, куда пойдем работать, летом ездили не в стройотряды, как остальные студенты, а проходили полноценную производственную практику на компрессорных станциях, что не только позволяло усвоить и закрепить изученное ранее, но и делало более понятным последующее обучение, так как мы уже хорошо знали, о чем идет речь. Большим толчком послужило и организованная руководством кафедры практика в Великобритании, в Cranfield University и Rolls-Roys, plc.
Руководство кафедры — заведующий Ю.М. Бродов и ученый секретарь В.М. Марковский ― заслуживают отдельной, особой благодарности, не только за организацию учебного процесса, но и за заботу о студентах кафедры, организацию их проживания, трудоустройство и решение многих других вопросов, которые всегда есть у студентов, только что вставших со школьной скамьи и не имеющих еще достаточного жизненного опыта. Спасибо им за это!
В завершение хотелось бы отметить, что в настоящее время выпускники кафедры составляют костяк газокомпрессорных служб нашей, крупнейшей в мире, компании по транспортировке газа — ООО «Газпром трансгаз Югорск», что является бесспорным подтверждением очень высокого уровня подготовки специалистов и лучшей рекомендацией всем молодым людям, выбирающим свой жизненный путь.
ЭССЕ ИЛИ НЕБОЛЬШОЕ ВОСПОМИНАНИЕ ОБ УЧЕБЕ
Главный инженер филиала ОАО «ТКГ-9 Свердловский» Родин П.В.
и начальник отдела подготовки ремонтных программ и отчетности Козьмин О.В.,
выпускники кафедры 1997 г.
Наша учеба в институте мало чем отличалась от учебы других групп. Пожалуй, единственное отличие заключалось в том, что наша группа была довольно малочисленна, состояла практически из одних парней, была среди нас одна-единственная девушка. Поскольку были мы все городские, в студенческом общежитии никто не проживал, а значит коллективный студенческий разум, позволяющий подготовиться к экзамену или написать курсовую буквально за одну ночь и произрастающий только в недрах общежитий, нам был недоступен, возможно по этой причине некоторые экзамены и зачеты давались нам с большим трудом, чем нашим друзьям из «общаги». Хотя, конечно, нас порой тянула романтика общежития, и мы, по возможности, захаживали в «общагу», особенно накануне ответственных экзаменов или иных праздников.
По прошествии почти 15 лет, пролетевших после окончания института, наиболее четко в памяти остался один курьезный случай, произошедший на экзамене с одним из наших приятелей. Был обычный экзамен по профильному предмету. Часть студентов из группы уже сдали и ждали в коридоре, когда сдадут остальные, чтобы дружно пойти отметить окончание сложного экзамена. И вот, очередь показать и доказать свои знания дошла до одного из наших приятелей. Мы все, уже сдавшие экзамен и толкавшиеся в коридоре в очень приподнятом настроении, подошли к дверям аудитории, чтобы послушать, а при возможности и чем-то помочь нашему другу при сдаче. После нескольких минут диалога с преподавателем, тот задал вопрос: «А на что же, все-таки, опирается лапами цилиндр турбины?». После затянувшейся паузы экзаменатор задал наводящий вопрос: «Это то, на чем мы сидим…». Немного подумав, студент с уверенным видом ответил: «на седалище…». После этих слов преподаватель со смехом выбежал из аудитории за дверь, где стояли мы, о чем он, безусловно, знал. Та же самая реакция была и на наших лицах, все всё поняли и начали дружно смеяться. Ни до, ни после этого случая мы не видели нашего преподавателя таким веселым, буквально светящимся. Таким и остался у нас в памяти наш преподаватель Валентин Леонидович Похорилер. А ответ был простой — на стул…
Все трудности, связанные с учебой: теормех, сопромат, курсовые и экзамены уже как-то стерлись из памяти, а этот случай с нашим приятелем и с преподавателем, которого, к сожалению, уже нет с нами, остался в памяти до сих пор. И останется на всю жизнь, как и память о тех, кто учил нас азам будущей профессии, заложил в нас прочную «инженерную» основу. Спасибо Вам, Юрий Миронович Бродов, Евгений Вениаминович Урьев, Валерий Алексеевич Новиков, Петр Николаевич Плотников, Евгений Элеазарович Вульфов!
Навсегда останутся в нашей памяти Вячеслав Михайлович Абрамов, Валентин Леонидович Похорилер.
Конечно, хотелось бы вспомнить и написать про всех наших преподавателей, но годы идут, стираются из памяти имена и лица. Сейчас, 15 лет спустя, появились заботы, по сравнению с которыми написание курсовой с названием, вселяющим ужас — опускались руки от того, что не представляешь, как же к ней подступиться — сейчас кажется какой-то детской головоломкой, на решение которой нужно-то не более получаса.
СПАСИБО всем нашим УЧИТЕЛЯМ, преподавателям кафедры!
Главный конструктор ЗАО «Уральский турбинный завод» к.т.н. Култышев А.Ю., выпускник кафедры 2004 г.
С родной кафедрой у меня связаны воспоминания из периода обучения и позитивные эмоции из настоящего времени.
В 1999 году я поступил в УГТУ-УПИ на специальность «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели», выбрав кафедру «Турбины и двигатели» не из теплоэнергетического факультета, а в целом из университета.
В приемной комиссии кафедру охарактеризовали как основную, с крепкими устоями и традициями, а также отлично оборудованными аудиториями и новейшим компьютерным классом и, конечно, преподавательским составом, который не просто имеет неразрывную связь с профильными предприятиями, но и практически весь коллектив имеет большой стаж работы в энергомашиностроении и энергетике, то есть профессиональный.
Помню, как на следующий день после предварительного зачисления поехал в колхоз на прополку и уборку овощей, где познакомился с одногруппниками. Этот месяц, как, в принципе, и первые два курса, пролетели «на одном дыхании» — легко и беззаботно. С третьего курса начались спецдисциплины, которые мне сразу понравились и привлекли внимание к специальности. Первые знания в нас «вкладывали», наверное, самые запоминающиеся преподаватели: В.Л. Похорилер, И.Д. Ларионов и Е.Э. Вульфов. В первую же практику, после 3-го курса, решил, что хочу заниматься научной деятельностью.
Старшие курсы с проф. Е.В. Урьевым, куратором нашей группы, и проф. Ю.М. Бродовым, заведующим кафедрой, утвердили желание продолжать обучение и работу по специальности.
Работая под руководством В.Л. Похорилера и В.Н. Голошумовой, в 2007 году в нашем диссертационном совете защитил кандидатскую диссертацию.
Окончил университет в 2004 году, но и сегодня со своими одногруппниками иду по жизни, работая на одном предприятии — ЗАО «УТЗ», а со своими учителями — на родной кафедре «Турбины и двигатели».
Всегда нравился девиз «Кафедра «Турбины и двигатели» — лучшая в мире кафедра». Тому, кто спорил, приводил факты с повышенными и передовыми показателями не только среди всех кафедр университета, но и среди профильных кафедр, конечно же, МИРА!
С альма-матер мне и моим соученикам по кафедре, безусловно, повезло. Кафедра дала нам прекрасный старт в жизнь.
Начальник бюро агрегатов ЗАО «Уральский дизель-моторный завод» Шестаков Д.С.,
выпускник кафедры 2005 г.
Я выпускник лучшей в мире кафедры или, как ее еще называют, «Турбины и двигатели», 2005 года по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». И на данный момент уже являюсь начальником бюро на Уральском дизель-моторном заводе. Того, на котором еще во времена моего студенчества проходила часть аудиторных занятий. Мне особенно интересно было то, что знания преподносились сотрудниками предприятия, проработавшими там много десятилетий и имеющими большие опыт и знания в области двигателестроения. Для меня было важно, что во время занятий рассказывалась не только формальная часть дисциплин, но и случаи из жизни завода, интересные с технической и жизненной точки зрения. Частые выходы в цех, на производство и испытания, обстановка настоящего КБ — все это вызывало заинтересованность даже у самых отстающих и малозаинтересованных в специальности студентов. Тем самым достигался, на мой взгляд, и достаточно высокий уровень образования.
Высокий профессионализм сотрудников кафедры и материальное обеспечение кафедры, в частности компьютерный класс, оснащенный современными машинами, помогали разбираться и ориентироваться в мире современных технологий, что сегодня очень помогает в моей работе.
Очень радует, что большое количество выпускников кафедры поступает работать на Уральский дизель-моторный завод, часть из них уже стала руководителями бюро и мастерами в цехе.
Создано / Изменено: 21 июля 2016 / 28 ноября 2018
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Кафедра «Турбины и двигатели», УралЭНИН, УрФУ
+7 (343) 375-48-51
Аудитория: Т-705
Адрес: 620002, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 5.
Электронная почта: turbine66@mail.ru